Как создать самоуправляемую организацию
1. Появление лидера проекта
Это человек имеющий видение будущего проекта, который хочет чтобы проект был сделан и готов вкладывать свой труд на достижение этой цели.
Нужно иметь в виду, что даже простые проекты могут потребовать годы, прежде чем они будут реализованы.
Чтобы сделать проект в нем обязательно необходим хотя бы один лидер, но лучше если их будет несколько. Например, это могут быть лидеры по различным профессиональным направлениям.
Не каждый человек может быть лидером проекта, для этого необходимо сочетание высокого профессионализма в соответствующей сфере деятельности и социальные ("мягкие") навыки.
2. Формирование рабочей группы
Ни один достаточно сложный проект невозможно сделать в одиночку. Кадры решают все. А значит, нужно сформировать рабочую группу с потенциальными участниками проекта.
- Разместите описание вашего проекта на Redstarter, чтобы вас могли найти специалисты.
- Поищите единомышленников среди организаций и сообществ размещенных на Redstarter.
- Хорошо, если у вас уже есть сработавшаяся команда, люди с которыми вы работаете, с которыми установились доверительные отношения. Проекты которые создаются сложившимися коллективами наиболее успешны.
Чтобы рассказать о вашей команде — добавьте Организацию на redstarter.ru. Проекты от организаций вызывают больше доверия - Не забудьте указать в проекте целевые действия, которые вы хотите получить. Ссылку на приглашение в чат рабочей группы, ссылку на сбор средств, подписку на публичное сообщество и т.д.
3. Проработка концепции проекта
В процессе обсуждения внутри рабочей группы формируется отдельный документ — концепция проекта. В нем должны быть сформулированы:
- Миссия и цели вашего проекта. Миссия — это общее описание образа будущего, к которому должна привести реализация проекта. Цели — это более конкретные результаты деятельности, достижение которых должно привести к достижению миссии (см. также SMART цели).
- Целевая аудитория проекта. В этом разделе нужно указать: для кого вы делаете ваш продукт? Что именно они хотят получить? Какие ключевые характеристики этой аудитории вы можете выделить? Желательно перед запуском проекта обсудить его с представителями вашей целевой аудитории, чтобы лучше понимать их запросы.
- Этапы работы. Описание, в какой именно последовательности вы будете реализовывать проект (достигать поставленные цели). Первый этап работы должен включать в себя создание минимальной рабочей версии проекта. Т.е. такой версии, которая позволяет проверить реальную востребованность проекта, но при этом требует минимальных затрат.
4. Согласование правил коллективного принятия решений в организации
Т.к. организация не принадлежит какому-то одному ее члену — необходимо договориться о коллективной модели принятия решений. В этой модели общее собрание должно являться высшим органом принятия решений. В остальном — существуют различные модели принятия решений, например, социократия 3.0 или советократия 2.0.
5. Согласование коллективной собственности в организации
Мы рекомендуем использовать модель кооператива (потребительского или производственного) для организации коллективной собственности в организации.
Но на начальных этапах создания проще использовать “распределенную” собственность. В таком подходе все основные средства производства распределены между участниками. Например, домен сайта зарегистрирован на одного человека, офис на другого, торговая марка на третьего и т.д. При успехе минимальной рабочей версии проекта — все средства производства вносятся в создаваемый кооператив
6. Реализация минимальной рабочей версии
Минимальная рабочая версия позволяет проверить гипотезу проекта. Понять — действительно ли создаваемый продукт востребован у целевой аудитории?
После реализации минимальной рабочей версии рекомендуется пройти полный организационный цикл, например проектирование — производство товара — сбыт — анализ результатов.
7. Регистрация организации
После того, как вы запустили минимальную рабочую версию и убедились, что проект востребован - зарегистрируйте вашу организацию. Оформите все средства производства (домен, торговый знак, материальную собственность и т.д.) в коллективную собственность.
Подходящие варианты в РФ: потребительский и производственный кооператив. Коллективная собственность кооператива вносится в неделимый фонд и принадлежит всем членам кооператива.
8. Вступайте в объединение с другими организациями или создайте свое
Развитие организации неизбежно ставит перед ней задачи, решение которых превосходит возможности этой отдельной организации. В частности: юридическая поддержка, обеспечение безопасности, реклама, логистика и т.д.
Такие задачи целесообразнее решать вместе, на уровне объединения организаций. А наш сервис поможет вам найти объединений и организации, с которыми вы сможете объединиться.
Создание самоуправляемых организаций (предприятий принадлежащих рабочим и управляемых рабочими) это сложный процесс. Но создавая такие предприятия вы делаете вклад в наступление лучшего будущего для себя, своих коллег и всей нашей страны.