Как создать самоуправляемую организацию
1. Появление лидера проекта
Это человек имеющий видение будущего проекта, который хочет чтобы проект был сделан и готов вкладывать свой труд на достижение этой цели.
Нужно иметь в виду, что даже простые проекты могут потребовать годы, прежде чем они будут реализованы.
Чтобы сделать проект в нем обязательно необходим хотя бы один лидер, но лучше если их будет несколько. Например, это могут быть лидеры по различным профессиональным направлениям.
Лидеры должны быть хорошими специалистами в профессиональной сфере проекта, иначе шансы на успех проекта крайне малы.
2. Формирование рабочей группы
Ни один достаточно сложный проект невозможно сделать в одиночку. Кадры решают все. А значит, нужно сформировать рабочую группу с потенциальными участниками проекта.
- Разместите описание вашего проекта на Redstarter, чтобы вас могли найти специалисты.
- Поищите единомышленников среди организаций и сообществ размещенных на Redstarter.
- Хорошо, если у вас уже есть сработавшаяся команда, люди с которыми вы работаете, с которыми установились доверительные отношения. Проекты которые создаются сложившимися коллективами наиболее успешны.
Чтобы рассказать о вашей команде — добавьте Организацию на redstarter.ru. Проекты от организаций вызывают больше доверия - Не забудьте указать в проекте целевые действия, которые вы хотите получить. Ссылку на приглашение в чат рабочей группы, ссылку на сбор средств, подписку на публичное сообщество и т.д.
3. Проработка концепции проекта
В процессе обсуждения внутри рабочей группы формируется отдельный документ — концепция проекта. В нем должны быть сформулированы:
- Миссия и цели вашего проекта. Миссия — это общее описание образа будущего, к которому должна привести реализация проекта. Цели — это более конкретные результаты деятельности, достижение которых должно привести к достижению миссии (см. также SMART цели).
- Целевая аудитория проекта. В этом разделе нужно указать: для кого вы делаете ваш продукт? Что именно они хотят получить? Какие ключевые характеристики этой аудитории вы можете выделить? Желательно перед запуском проекта обсудить его с представителями вашей целевой аудитории, чтобы лучше понимать их запросы.
- Этапы работы. Описание, в какой именно последовательности вы будете реализовывать проект (достигать поставленные цели). Первый этап работы должен включать в себя создание минимальной рабочей версии проекта. Т.е. такой версии, которая позволяет проверить реальную востребованность проекта, но при этом требует минимальных затрат.
4. Согласование правил коллективного принятия решений в организации
Т.к. организация не принадлежит какому-то одному ее члену — необходимо договориться о коллективной модели принятия решений. В этой модели общее собрание должно являться высшим органом принятия решений. В остальном — существуют различные модели принятия решений, например, социократия 3.0 или советократия 2.0.
5. Согласование коллективной собственности в организации
Мы рекомендуем использовать модель кооператива (потребительского или производственного) для организации коллективной собственности в организации.
Но на начальных этапах создания проще использовать “распределенную” собственность. В таком подходе все основные средства производства распределены между участниками. Например, домен сайта зарегистрирован на одного человека, офис на другого, торговая марка на третьего и т.д. При успехе минимальной рабочей версии проекта — все средства производства вносятся в создаваемый кооператив
6. Реализация минимальной рабочей версии
Минимальная рабочая версия позволяет проверить гипотезу проекта. Понять — действительно ли создаваемый продукт востребован у целевой аудитории?
После реализации минимальной рабочей версии рекомендуется пройти полный организационный цикл, например проектирование — производство товара — сбыт — анализ результатов.
7. Регистрация организации
После того, как вы запустили минимальную рабочую версию и убедились, что проект востребован - зарегистрируйте вашу организацию. Оформите все средства производства (домен, торговый знак, материальную собственность и т.д.) в коллективную собственность.
Подходящие варианты в РФ: потребительский и производственный кооператив. Коллективная собственность кооператива вносится в неделимый фонд и принадлежит всем членам кооператива.
8. Вступайте в объединение с другими организациями или создайте свое
Развитие организации неизбежно ставит перед ней задачи, решение которых превосходит возможности этой отдельной организации. В частности: юридическая поддержка, обеспечение безопасности, реклама, логистика и т.д.
Такие задачи целесообразнее решать вместе, на уровне объединения организаций. А наш сервис поможет вам найти объединений и организации, с которыми вы сможете объединиться.
Создание самоуправляемых организаций (предприятий принадлежащих рабочим и управляемых рабочими) это сложный процесс. Но создавая такие предприятия вы делаете вклад в наступление лучшего будущего для себя, своих коллег и всей нашей страны.